Нолливуд - Классика нигерийского VHS трэша: "Колдун живых мертвецов" (1986) и "Кто убил капитана Алекса?" (2010) + док.фильм про Нолливуд "Nollywood Babylon: Нигерийский Голливуд" (2008) и маленькая документалка на русском "Сделано в Нолливуде" (2009)
Если Голливуд называют фабрикой грёз, то нигерийский аналог под названием Нолливуд - это настоящий конвейер по производству трэша. На данный момент по объемам кинопроизводства нигерийцы на втором месте в мире после Болливуда (Согласно последнему отчету ЮНЕСКО, в 2006 году в Индии был выпущен 1091 фильм, в Нигерии - 872, а в США - 485.) Отличительной особенностью нолливудских фильмов всегда являлись яркие необычные персонажи, от которых без ума африканский кинозритель. Под колоритным персонажем, в первую очередь, в Нолливуде подразумевают не глубину характера героя, а его безумный внешний вид и маниакальная одержимость. Чем больше грима и "чернухи", тем лучше. Многие персонажи кочуют из одного фильма в другой по ходу съемочного процесса. Это нормальная практика для Нолливуда, где каждый год снимается до 1000 кинокартин. В среднем на съемку одного фильма уходит всего несколько дней. Бюджет настолько крохотный, что озвучивать его просто неприлично вслух. Стандартный набор тем для нигерийского фильма - это насилие, любовь и ужас.
«Нолливуд вырос из фрустрации, нужды и кризиса: в конце 80-х и начале 90-х города наводнили бандиты. Люди боялись выходить на улицы, из-за этого многие кинотеатры закрылись. Нигерийцы стали рассказывать собственные истории, чтобы справиться со скукой и чем-то занять себя», — говорится в документальном фильме «Это Нолливуд».
Годом основания Нолливуда принято считать 1992-й, когда продавец электроники Кеннет Ннебуе снял фильм за месяц с бюджетом $12 000. Картина «Жизнь в трущобе» рассказывала историю наркомана, вступившего в секретную секту. По сюжету он убил жену и принёс её в жертву, а в качестве награды получил огромные богатства, но призрак жены преследовал его до конца жизни. Фильм разошёлся миллионным тиражом, и тогда нигерийцы поняли, что сила не в бюджете, а в сюжете, и начали снимать свои фильмы.
Сейчас Нолливуд — индустрия, обеспечивающая рабочими местами больше миллиона нигерийцев. Население страны — более 173 млн человек, при этом безработица держится на уровне 50%, большинство работает в сельском хозяйстве.
История нигерийского кино делится на несколько этапов. Золотой век приходится на конец 50-х — конец 80-х годов и начинается с выхода в 1957 году картины «Финчо» режиссёра Сэма Зеббы, первого нигерийского фильма, снятого на цветную плёнку. После обретения независимости от Великобритании в 1960 году в Нигерии стали снимать по несколько фильмов в год. Во многом это произошло благодаря указу главы Нигерии Якуба Говона в 1972 году. В рамках политики протекционизма он требовал, чтобы кинотеатры показывали нигерийские фильмы вместо зарубежных. В 80-х Нигерия переживала сложные времена. Местная валюта обесценивалась, покупательская способность падала. На улицах царил хаос: жители запирались в домах с заходом солнца и не выходили на улицу, потому что боялись стать жертвами преступников. Кинотеатры стояли пустые, и скоро большинство из них закрылось. Дома единственным доступным развлечением было кино, которое смотрели на видеокассетах. Американские, китайские и индийские фильмы не трогали нигерийцев, и в стране начался бум домашнего видео. Крупнейший рынок электроники «Алаба», находящийся недалеко от крупного нигерийского города Лагос, заполонили пиратские кассеты и диски с новинками местного производства. Основные темы фильмов: СПИД, коррупция, права женщин, оккультизм, кровожадные полицейские и проституция. После нескольких блокбастеров вроде «Папы Аджаско» 1984-го, принёсшего создателям за три дня 61 000 нигерийских найр (около $21,5 млн по курсу 2015 года), многие захотели попробовать свои силы в кино и стали режиссёрами и актёрами. До этого производство фильмов субсидировало государство, часто их показывали бесплатно, никто не думал, что на этом можно заработать. Впрочем, заработок интересовал новоиспечённых киношников не в первую очередь, важнее было то, что население страны объединила общая идея и любовь к отечественному кинематографу. В то же время власти осознали значение фильмов, появилось агентство-цензор Nigerian Film Corporation, проверяющее все фильмы перед выходом в кинотеатры. Многие фильмы подвергались цензуре. Нигерийцы снимают по-партизански: съёмки часто откладываются из-за непредвиденных обстоятельств, которые сложно представить себе в Голливуде: отключение электроэнергии, активность террористических группировок, давление со стороны рэкетиров. Нигерийское кино отличается в зависимости от региона. Если на юге фильмы снимают в основном на английском (это официальный язык Нигерии), то на севере, где большинство мусульман, существует своя индустрия, названная Каннивудом по имени города Кано, где снимают кино на языке хауса. СМИ писали, что во время премьер даже террористы группировки «Боко харам» (запрещённая в России террористическая организация) прекращают бойню и идут в кино. Индустрия в этом регионе развивается не так блестяще, как в остальной Нигерии. Ей мешают власти. В 2003-м губернатор Кано Ибрагим Шекарау запустил кампанию против Каннивуда. Многие фильмы были признали враждебными религии, их запретили. В 2007-м фильмы Каннивуда стали запрещать один за другим, актёров и сценаристов начали отправлять в тюрьму, а книги, связанные с киноиндустрией, сжигали на кострах из-за того, что в продаже появилась кассета с сексуальной сценой, в которой участвовала популярная актриса.
В чем же причины успеха нигерийского кино, которое почти полностью вытеснило иностранцев с местного рынка (заветная мечта российских кинематографистов)? Их несколько. Во-первых, нигерийское кино изначально рассчитано на широкого зрителя без излишней претенциозности. Нигерийская киноиндустрия, как и голливудская, создает фильмы, ориентированные на широкую аудиторию. Миллионы африканцев обожают нолливудское кино, так как это великолепное развлечение. А когда в 1990-х – 2000-х годах в Западной Африке закрылись кинотеатры (из-за экономического кризиса), самым доступным и простым способом просмотра фильмов стали видеоплееры. Во-вторых, нигерийское кино старается быть ближе к потребителю. Это сказывается, например, на жанровой принадлежности выпускаемых фильмов. Наиболее популярным жанром в нигерийском кино является триллер. В рамках этого жанра обычно снимаются фильмы, в которых есть и экшн, и любовь, и серьезные экономические, политические и культурные проблемы. Сюжет обычно развивается в настоящее время, иногда с оглядкой в прошлое.
Фильмы
- Колдун живых мертвецов (1986)
В небольшой африканской деревушке местный колдун пробуждает к жизни мертвых и теперь зомби начинают терроризировать невинных жителей. Приходской священник пытается спасти живых от мертвецов. А толпа живых трупов неумолимо растет.
- Кто убил капитана Алекса? (2010)
Вы когда нибудь видели Угандийское кино с бюджетом в 1 тысячу долларов? Нет? Ну тогда смотрите. Капитан Алекс, нанятый правительством для борьбы с мафией, организует спец операцию - "отрежем тигринные яйца", в результате которой арестуют брата главаря мафии. Теперь Главарь "Тигро - мафии" желает отомстить своему главному обидчику...
- Нолливуд: Нигерийский Голливуд (2008)